Спортберкут

Научные исследования в подготовке спортсменов 7-17 лет

07-08-2010  

  

 Родитель  как  первый  помощник  тренера  в  достижении  наивысших  результатов

Сегодня  уже  очевидно,  что  процесс  подготовки  спортсменов,  особенно  подросткового  возраста   это  комплексная  работа  и  тренера  и  медика  и  психолога.  Однако  существующая  система  функционирования  ДЮСШ  и  спортивных  клубов  не  обеспечивает  выполнения  задач  ежедневного  контроля  за  юным  спортсменом  при  подготовке  к  наивысшим  результатам  и  вся  работа  в  основном  сводится  к  выживанию  сильнейшего.

И  не  факт,  что  одаренный  либо  трудолюбивый  спортсмен  сумеет  пройти  весь  цикл  спортивного  совершенствования  от  7  до  17  лет.  Реально  сегодня родитель  и  тренер  стоят  рядом  со  спортсменом,  и  от  их  совместной  работы  зависят  результаты  совместной  работы.

На  что  должен  обращать  родитель  внимание  по  мнению  научных  специалистов.  Это  касается  и  тек  кто  жалеет  ребенка  исключая  любую  мотивацию,  и  тек  кто  чрезмерно  требует  наивысших  результатов  уже  сегодня  и  немедленно.

http://revolution.allbest.ru/sport/00055872_0.html

2.1 Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий единоборствами  с  борцовским  уклоном

Для рационального построения спортивной тренировки необходимы знания о возрастных особенностях организма будущих борцов. Это позволяет тренеру избежать грубых ошибок при подборе средств и методов тренировки, адекватных возрасту его подопечных.

В современной практике спорта принято различать три основные возрастные группы: младший школьный (7 - 11 лет); средний школьный - подростковый (12 - 16 лет) и юношеский возраст (17 - 21год).

Каждая возрастная группа имеет свои особенности. Например, для младшего школьного возраста типичными является: отсутствие скачкоподобных показателей в развитии систем организма, его функциональных и структурных превращений, умеренные и медленные темпы возрастания показателей, способностей и возможностей.

В этом возрасте почти невозможно сложить впечатление о приеме, который изучается, только с помощью речевого объяснения. Имеет место некоторое несоответствие (20%) между нагрузками и увеличением силы мышц сгибателей и разгибателей. Скорость восстановления сердечно-сосудистой системы замедленно. Относительная масса крови составляет приблизительно 9% массы тела (у взрослых 7 - 8%). Наблюдается склонность к дублированию и точности выполняемых движений, нестойкое внимание и интерес в процессе обучения.

Основным методом при работе с детьми этой возрастной группы является игровой. Широкий спектр несложных упражнений, умеренные нагрузки и положительный эмоциональный фон - основные методические условия повышения интереса к занятиям, поддержания порядка и дисциплины.

К особенностям подросткового возраста можно отнести наличие существенных скачкоподобных изменений (структурных и функциональных) в организме вследствие интенсивного полового развития. Перестройка жизнедеятельности организма и систем проявляется в резких изменениях настроения и неадекватном реагировании на факторы внешней среды. Этот возраст считают критическим в жизни человека. Тут можно заложить мощный фундамент для будущих серьезных достижений. В тоже самое время в этом возрастном периоде тренеры допускают большое количество грубых ошибок.

К наиболее типичным и существенным, с негативными последствиями можно отнести просчеты в динамике тренировочных и соревновательных нагрузок. Напряженные физические и психические воздействия тренировочных занятий и соревнований накладываются на интенсивные процессы перестройки, которые природно возникают в организме. Вследствие этого здоровью причиняется значительный вред, негативные последствия которого могут отразится на последующей жизни человека. В этом возрасте происходит неполное формирование изгибов позвоночного столба, не завершено окостенение ключицы, плечевых костей, предплечья, лопаток, плюсен и предплюсен. В тоже время основные двигательные функции у подростков достигают высокого уровня усовершенствования, что является последствием дозревания центров двигательного анализатора. Успешно развивается умение ориентироваться в пространстве (чувство оптимальной амплитуды и точности движений). Низкими являются показатели статической выносливости, высокая утомляемость.

В подростковом возрасте не следует увеличивать объем упражнений, которые выполняются с интенсивностью более 50-60% от максимальной, нельзя использовать больших нагрузок и даже значительных тренировочных, а тем более соревновательных нагрузок. Необходимо избегать возможных толчков и влияний на косно-мышечный аппарат. Строго запрещается привлекать подростков к выполнению программ подготовки взрослых самбистов.

Благодаря хорошей ориентации в пространстве, в этом возрасте полезными являются упражнения, которые развивают ловкость (координационные способности), быстро усваиваются и закрепляются технико-тактическими приемами. Во время обучения целесообразно применять комплексный метод.

Юношеский возраст характеризуется завершением (в целом) развития организма. Способности в реализации скорости и частоты движений достигают почти предельных показателей. Повышается способность организма выполнять работу, которая требует выносливости. После достижения совершеннолетия возможности сердца приближаются к уровню взрослых. В тоже время по сравнению со взрослыми спортсменами критерии скоростной выносливости ниже. Поскольку процесс развития организма в этом возрасте в основном останавливается, возможный постепенный переход к напряженным режимам спортивной тренировки.

http://revolution.allbest.ru/sport/00055872_0.html

http://revolution.allbest.ru/sport/00083154_0.html

2. Тренировка в детском и юношеском возрасте

Спортивная подготовка спортсменов в этом возрасте охватывает в себя IV этапа. Каждый этап направлен на решение строго определённо поставленных задач. Этапы выглядят следующим образом:

Этап предварительной подготовки

Именно на этом этапе у занимающихся формируется устойчивый интерес к занятиям спортом, укреплению своего здоровья, приобретения разносторонней физической подготовленности. На данном этапе занимающиеся интересуются технической стороной различных видов спорта, для создания необходимого запаса навыков и умений для быстрого освоения движений. Этап длится не более двух лет и именно на этом этапе происходит выбор в пользу того или иного вида спорта для последующих занятий.

Этап начальной спортивной специализации

Этот этап на основе разносторонней физической подготовки использует средства и методы специальной физической подготовки. Спортсмен на данном этапе овладевает основами техники в избранном виде спорта, и осваивает основы тактики. Начинается приобретение соревновательного опыта. Задачи, которые решаются на этом этапе, это определение спортивных способностей и уточнение спортивной специализации, если в последнем возникает потребность. Этап продолжается 2-3 года.

Этап углубленной тренировки

Это этап углубленной тренировки в избранном виде спорта, и связан он с увеличением объёма как соревновательных, так и тренировочных нагрузок. На данном этапе превалирует специальная физическая подготовка. Происходит формирование двигательных навыков и умений, которые отвечают требованиям высокого уровня технической подготовленности. На уровне этого этапа тактическая подготовленность спортсмена должна отвечать требованиям избранного вида спорта и узкой специализации в данном виде спорта. Также продолжается приобретение соревновательного опыта. Этап также длиться 2-3 года.

Этап спортивного совершенствования

Этот этап направлен на повышение специальной подготовленности спортсмена. На этом этапе ярко увеличиваются интенсивность и объём тренировочных нагрузок. Продолжается совершенствование технической стороны подготовленности спортсмена в условиях соревнований, особо пристальное внимание уделяется индивидуализации спортсмена в любых соревновательных ситуациях, что же касается тактического ведения борьбы, то на этом этапе подготовки спортсмен овладевает тонкостями ведения спортивной борьбы в узком смысле этого слова.

На данном этапе от спортсмена требуют достаточно высоких спортивных результатов, которые позволяют уверенно прогнозировать его дальнейший спортивный рост. Чаще этот этап строят как четырехлетний цикл подготовки к самому важному старту для любого профессионального спортсмена, Олимпийским играм.

Подготовка спортивных резервов имеет важное значение не только для профессионального спорта, но и наряду с ним способствует решению задач физического воспитания детей школьного возраста в общеобразовательных учебных заведениях.

Возрастные особенности спортсменов школьного возраста требуют особого подхода к принципам спортивной тренировки. Во-первых, следует учитывать, что для юного спортсмена достижения высших результатов в большинстве случаев выступает как достаточно отдалённая цель. Именно в силу этого на ранних этапах подготовки вредно и бесполезно делать акцент на непосредственном увеличении соревновательного потенциала спортсмена. Грамотней подходить к тренировкам из этих побуждений на более поздних сроках. Конечно, не исключено что если применять форсированные узкоспециализированные нагрузки вначале, то они могут обеспечить тренирующемуся более высокие показатели, чем у тренирующихся которые работают с расчетом на перспективу. Однако есть и минусы у такой тренировки, так как прирост результатов в дальнейшем резко замедляется, и маловероятно попадание этого спортсмена в сборную команду. Это выражается в том, что далеко не все юноши, что ярко выступают на первенствах и различных стартах, столь же ярко выступают, будучи взрослыми спортсменами, когда, как, казалось бы, расцвет психических и физических способностей должен лишь усиливать преимущество.

Существует также понятие принцип постепенности и тенденции к предельным нагрузкам в «молодом» спорте. Этот принцип реализуется с акцентом на принцип постепенности, притом что, ударные нагрузки имеют меньшее применение по сравнению с тренировкой взрослых спортсменов. Здесь важно отметить модель трёхуровневой подготовки спортсменов в юношеском спорте. Эта модель является воплощением единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам спортсменов. Её применяют в многолетнем тренировочном процессе.

3. Моделирование спортивной деятельности юных спортсменов

Проблема повышения эффективности системы управления подготовкой спортсменов требует полного соответствия средств и методов тренировки целям, устанавливаемым на всех этапах многолетнего процесса спортивной подготовки. Данная проблема постоянно находится в центре внимания научных исследований, проводимых в нашей стране и за рубежом. Одним из путей ее решения - научное моделирование различных факторов, определяющих спортивный успех. В этом случае многолетнюю тренировку целесообразно рассматривать как единый процесс подготовки новичка до уровня спортсмена высокой квалификации и осуществлять его наиболее оптимальными путями, подчиняя определенным закономерностям.

Таким образом, была разработана система управления подготовкой в спортивных единоборствах. Эта система охватывает практически все стороны подготовки спортсмена в их количественном представлении и состоит из трёх уровней:

1 уровень - соревновательная деятельность или соревновательная модель;

2 уровень - основные стороны подготовки спортсмена или модель спортивного мастерства;

3 уровень - система организма или модель потенциальных возможностей спортсмена.

Были проведены исследования, которые показали, что преждевременная ориентация на достижение успеха в соревнованиях приводит к неоправданному форсированию результатов и это в свою очередь ограничивает срок выступления спортсмена. Педагогические наблюдения также свидетельствуют о том, что многие борцы, подготовку которых форсировали с целью достижения максимальных результатов, преждевременно достигали своего предела, а затем неоправданно рано заканчивали спортивную карьеру.

В раннем возрасте тренировочная деятельность должна быть направлена на развитие организма спортсмена, именно поэтому целесообразно определить главной моделью, модель потенциальных возможностей организма определяющих характер физического развития, так как у занимающихся в 13-16 лет происходит интенсивное развитие основных физических качеств, а именно силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости. При этом в спортивной борьбе основное внимание следует уделять технико-тактическим действиям при обучении сложным атакующим действиям, разнообразию способов тактической подготовки, комбинационным сочетаниям. Нужно обратить внимание на индивидуальные качества спортсмена с целью их дальнейшего развития для становления индивидуального почерка этого спортсмена.

Далее с 16 лет превалирует соревновательная модель, которая достигает своего максимального значения в период 18-19 лет. На первое место попадает соревновательная деятельность спортсмена.

Для определения характера динамики моделей в трехуровневой системе важно установить, на каком этапе необходимо уделять большее внимание соответствующему уровню подготовки целенаправленного использования тренировочных средств, т.е. рационализация тренировочного процесса заключается в объединении целей и методов тренировки.

http://revolution.allbest.ru/sport/00083154_0.html

http://revolution.allbest.ru/sport/00191605_0.html

1.2 Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени [7,с.54].

Причины, по которым подросток занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен подросткового возраста становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании [45,с.115].

Стремящиеся к успеху подростки свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т.п.), а избегающие неудачи - внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.

Структура мотивации достижения спортсменов подросткового возраста носит индивидуальный характер и включает побудительные, базисные и процессуальные основания. Ее типичная динамика проявляются тремя тенденциями. Первая - структура мотивации практически не изменяется в течение длительного времени. Вторая - отдельные компоненты мотивации изменяются волнообразно. И, наконец, третья - наряду со снижением значимости побудительных оснований имеют место волнообразные колебания базисных и процессуальных компонентов мотивации.

Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности. Многие подростки получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возникающих на их пути. Психологи рекомендуют прямо рассказывать начинающим спортсменам о привлекательности победы над собой и соперниками [52,с.24]. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами. Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессоров, с которыми может встретиться юноша. Достижение успеха в трудных условиях, характерных для многих видов спорта, может принести молодым людям большую пользу в дальнейшей жизни, особенно если при этом выполняются некоторые требования [39,с.12].

1. Спортсмену на первом этапе обучения специально указывают на положительное значение преодоления стресса и мотивируют его к активным занятиям спортом.

2. Индивиду дается возможность достигнуть относительного успеха, т. е. к нему не предъявляются необоснованные требования, например, стать чемпионом. Он просто должен раскрыть все свои способности и стремиться к самосовершенствованию.

3. Физический и эмоциональный стресс, которому подвергается юноша, не должен превышать физиологических и психологических возможностей организма, еще не приспособившегося к большим нагрузкам.

Большинству подростков не нужно говорить, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе. Уже в школе необходим определенный уровень физических способностей для достижения благоприятной атмосферы. Многолетние и систематические наблюдения за детьми показали, что мальчики, созревающие рано, достигают успеха в спорте (приобретают статус и самоуважение). В дальнейшем они становятся более уверенными в себе и устойчивыми, в отличие от сверстников, у которых процесс созревания происходил медленнее и которым не удалось достигнуть того же статуса благодаря ранним занятиям спортом [42,с.31].

Будет целесообразно, для полной картины, рассмотреть мотивационную сферу подростков через межличностные отношения.

Тренер, занимающийся с подростком, обладающим высоким уровнем потребности в достижении, должен вести себя иначе, чем с ребенком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем случае ребенка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних. С подростком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности сформировался целеустремленный характер, следует работать по-другому. Иногда ему надо оказать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть неудачу. Более того, у подростков с высоким уровнем мотивации на достижение успеха наблюдается тенденция к снижению потребности в установлении социальных связей с другими [21,с.84].

Подростки, мотивированные на успех обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. В их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Такие спортсмены рассчитывают получить одобрение за действие, направленные за достижение поставленной цели, а связанная с ней работа вызывает у них положительные эмоции [40,с.59].

При доминировании мотивации достижения успеха спортсмен подросткового возраста предпочитает задачи средней и слегка повышенной степени трудности, так как их решение, старание и способности могут проявиться наилучшим образом. При преобладании мотивации избежание неудач - задачи выбираются легкие или трудные, которые практически невыполнимы. У стремящегося к успеху привлекательность задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для ориентированного на неудачу, - падает.

Мотивированные на достижение успеха подростки в ситуации выбора между немедленным вознаграждением или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее. Спортсмены с низкой склонностью к достижению отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение [9,с.71].

Стремящиеся к успеху подростки свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т.п.), а избегающие неудачи - внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.

Структура мотивации достижения спортсменов подросткового возраста носит индивидуальный характер и включает побудительные, базисные и процессуальные основания. Ее типичная динамика проявляются тремя тенденциями. Первая - структура мотивации практически не изменяется в течение длительного времени. Вторая - отдельные компоненты мотивации изменяются волнообразно. И, наконец, третья - наряду со снижением значимости побудительных оснований имеют место волнообразные колебания базисных и процессуальных компонентов мотивации.

Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности. Многие подростки получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возникающих на их пути. Психологи рекомендуют прямо рассказывать начинающим спортсменам о привлекательности победы над собой и соперниками [52,с.24]. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами. Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессоров, с которыми может встретиться юноша. Достижение успеха в трудных условиях, характерных для многих видов спорта, может принести молодым людям большую пользу в дальнейшей жизни, особенно если при этом выполняются некоторые требования [39,с.12].

1. Спортсмену на первом этапе обучения специально указывают на положительное значение преодоления стресса и мотивируют его к активным занятиям спортом.

2. Индивиду дается возможность достигнуть относительного успеха, т. е. к нему не предъявляются необоснованные требования, например, стать чемпионом. Он просто должен раскрыть все свои способности и стремиться к самосовершенствованию.

3. Физический и эмоциональный стресс, которому подвергается юноша, не должен превышать физиологических и психологических возможностей организма, еще не приспособившегося к большим нагрузкам.

Большинству подростков не нужно говорить, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе. Уже в школе необходим определенный уровень физических способностей для достижения благоприятной атмосферы. Многолетние и систематические наблюдения за детьми показали, что мальчики, созревающие рано, достигают успеха в спорте (приобретают статус и самоуважение). В дальнейшем они становятся более уверенными в себе и устойчивыми, в отличие от сверстников, у которых процесс созревания происходил медленнее и которым не удалось достигнуть того же статуса благодаря ранним занятиям спортом [42,с.31].

Будет целесообразно, для полной картины, рассмотреть мотивационную сферу подростков через межличностные отношения.

1.3 Влияние межличностных отношений на мотивацию юных спортсменов

Таким образом, благоприятная психологическая обстановка внутри спортивной команды, особенно детской, учитывая ее большую тягу к прочным межличностным отношениям, способствует удовлетворению практически всех психологических и социальных потребностей.

Цели и задачи спортсмена являются определяющими составляющими его мотивационной сферы, а потому влияние межличностных отношений на цели и задачи юного спортсмена в команде очень важно.

Можно выделить две роли межличностных отношений во влиянии на цели и задачи спортсмена [33,с.84]:

1. Формирующая роль. Отношения внутри команды и с тренером команды должны формировать цели спортсмена и цели команды в целом. В первой главе было отмечено, что ребенок в возрасте 7-9 лет уже находится в состоянии формирования целей. Именно этому и должны способствовать межличностные отношения в команде. Если юный спортсмен начинает играть в баскетбол в команде, где дети тесно и открыто коммуницируют, где поддерживается «баскетбольный дух», где тренер в неформальном тоне рассказывает про выдающихся баскетболистов, то в дальнейшем спортсмен на долго сформирует цель «быть успешным баскетболистом, преданным своей команде».

2. Коммуникационная роль. Отношения внутри команды должны быть открытыми и прозрачными, чтобы тренеру или лидеру команды было просто ставить общекомандную цель. Чтобы все члены команды понимали ее смысл правильно. В детской команде это особенно тяжело, так как формулировка цели детям должна звучать предельно просто и должна достичь слуха каждого юного спортсмена.

Таким образом, межличностные отношения очень важны для целей и задач юных спортсменов, так как только при хороших межличностных отношениях спортсмен сформирует у себя правильную цель на победу и четко поймет общекомандную цель.

Положительное влияние команды на формирование и развитие личности, на его мотивационную сферу, состоит в следующем [29,с.83]:

1. В команде спортсмен окружен людьми, которые являются для него основным источником мотивации на достижение целей (тренер, лидер команды и другие).

2. Команда является таким местом, где спортсмен отрабатывает свои профессиональные и коммуникативные умения и навыки.

3. Отношения между людьми, складывающиеся в спортивных командах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

4. От участников команды спортсмен получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Команда снабжает спортсмена системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

На психологию спортсмена команда влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности -- через отношения данного человека с остальными членами команды. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными [30,с124].

Положительной стороной влияния межличностных отношений внутри команды является также тот факт, что мотивация отдельно взятого спортсмена находится под постоянным контролем и всегда может быть скорректирована. Это хорошо и для достижения общекомандных целей, и для отдельно взятого спортсмена, так как заставляет его развиваться.

http://revolution.allbest.ru/sport/00191605_0.html

 

Комментарии разрешено писать только зарегистрированным пользователям!

   Видео

СК БЕРКУТ - 17 ЛЕТ ВСЕРОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОБЕД.

Баннер
Баннер

Войти

Голосование

Что важно для победы?
 

Общение с руководством

Статистика

Rambler's Top100


Лос-Энгельс.ру - современный городской портал.

Сувениры, флешки, подарки в Саратове от МагииПодарка.рф