Спортберкут

Как закрепиться ребенку в спортивном коллективе

18-09-2010

400

 

Ребенок, который приходит в спортивный зал заниматься спортом уверен, что процесс занятия спортом не отличается сложностью и эмоциональным напряжением. Физкультура в школах не формирует культуру отношения к занятиям спортом, родители, отправляя ребенка в секцию, не ставит перед ним никаких сверхзадач, тем самым не готовят к возможным психологическим трудностям.

 

Статистика посещения спортивных секций показывает, что те, кто прошел этап первого года обучения уверенно закрепляются и успешно тренируются. Однако из 100 спортсменов начинающих свою спортивную карьеру в секции к следующему сезону остаются не более 10 человек. Оставшиеся 90 спортсменов не имели противопоказаний по физическому развитию, однако приняли решение не заниматься спортом.

Формирование культуры занятия спортом предполагает в первую очередь психологическую подготовку, и особенно со стороны родителей, как это не странно слышать. 90% юных спортсменов закрепляются в спортивных секциях и уверенно достигают высот спортивного мастерства именно тогда, когда родитель на первом этапе всегда рядом с ребенком на тренировках и на соревнованиях.

Психологическая подготовка ребенка

Занятия единоборствами для ребенка это не только научиться бить руками и ногами, научиться борьбе. Это в первую очередь способ достижения поставленных перед собой задач. Первую задачу – записаться в секцию рукопашного боя достигают многие. Вторую задачу, и быть может самую важную, научиться культуре профессионального занятия спортом необходимо достигать совместно родителю, тренеру и юному спортсмену. Научится терпеть, выполнять требования тренера, преодолеть лень, научится искать способы выполнения задач, а не искать оправдание своим неудачам это сложно было всегда и не только для маленького ребенка 7-11 лет. Специфика спорта - это высочайшие требования к волевым качествам спортсменов, это постоянное преодоление трудностей объективного и субъективного характера, это обилие стрессовых ситуаций и высокая ответственность, как на тренировках, так и на соревнованиях.

Почему тренер не может заменить родителя-психолога?

В спорте тренер, безусловно, самый главный наставник, причем для юного спортсмена он является еще и ориентиром в становлении личности. Так уж сложилось, что у нас в стране тренеру, кроме прямых профессиональных обязанностей приходится выполнять функции, менеджера, администратора и, естественно, психолога. Психологические проблемы ребенка в юном возрасте должен решать родитель-психолог, если он заинтересован в спортивной карьере своего сына или дочери. Психика юного спортсмена, на ответственных этапах подготовки к соревнованиям и выступлений на соревнованиях, обладает повышенной чувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации родитель- психолог является своеобразным буфером, человеком, смотрящим со стороны, регулирующим психологическое поведение юного спортсмена не только на ковре в спортзале, но и в домашней атмосфере, не связанной с занятиями спортом.

При такой совместной работе родителя и тренера испытывая ежеминутную психологическую поддержку, как в спортзале, так и дома ребенок начнет относиться к спорту не как к игрушке, а как к сложной работе, которая впоследствии принесет положительные плоды во взрослой жизни.

Психологические формулы, которыми должен руководствоваться тренер:

Тренер не всегда прав;

Агрессивный путь добывания уважения - ошибочен. Надо учиться пристраиваться к партнеру сверху. Спортсмен ждет репрессий, а надо поступить по-другому. Агрессивная манера тренера вызывает агрессию (или депрессию) спортсмена –это проигрышный путь;

Поступайте со спортсменами так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами;

Надо быть открытым, чтобы не давать волю нагнетающей атмосфере, надо обязательно прояснять отношения;

Не надо культивировать похожесть на себя;

Не осуждайте "инокость", восторгайтесь ею;

Избегайте насильственного обращения в собственную веру. Ты прав и я прав - это нормально;

Пытайтесь увидеть в каждом ребенке все самое хорошее, что есть вообще в человеке.

Тренер всегда должен помнить, что нельзя критиковать личность, можно критиковать поступки. Только такой подход общения позволяет спортсмену адекватно воспринимать информацию тренера. Наставникам необходимо создавать условия для раскрытия и развития личности в спорте, и делать это надо заботливо, учитывая психофизиологические особенности спортсмена. Тренеры должны понимать и внезапные перемены настроения спортсмена, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Какая должна быть дисциплина?

Как только молодых спортсменов начинают усреднять, загонять в определенные рамки и навязывать им жесткие правила, они немедленно начинают протестовать. Дети вообще склонны противостоять контролю, а на тренировках в зале –особенно. Нельзя лишать подопечных эмоций. Они не должны чувствовать себя объектом воспитания. Общаясь – воспитываем, воспитывая – общаемся. Молодые спортсмены, взрослея, вправе ожидать от тренеров мудрых советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Наставники не должны переступать определенные границы в отношениях со спортсменами. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения.

 

 

 

 

Комментарии разрешено писать только зарегистрированным пользователям!

   Видео

СК БЕРКУТ - 17 ЛЕТ ВСЕРОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОБЕД.

Баннер
Баннер

Войти

Голосование

Что важно для победы?
 

Общение с руководством

Статистика

Rambler's Top100


Лос-Энгельс.ру - современный городской портал.

Сувениры, флешки, подарки в Саратове от МагииПодарка.рф